Историческая справка

1 ноября – День судебного пристава


    Служба судебных приставов как орган исполнительной власти, осуществляющий принудительное исполнение судебных решений и актов специально уполномоченных органов в России, сформировалась сравнительно недавно. Однако появление самого института судебных приставов уходит корнями в глубокое прошлое и в истории имеет несколько этапов развития. Исторически появление исполнительного производства связано с тем обстоятельством, что отправление правосудия требует исполнения судебных решений.
   Первые упоминания о возможности принудительного исполнение имущественных требований кредитора к должнику и применения санкций в отношении не выполняющего эти требования должника можно найти в древнейших источниках римского права – «Закона XII таблиц». Неисполнение своих обязательств со стороны должника влекло обращение на его личность.
    На Руси исполнительное производство как применение уполномоченными должностными лицами государства специальных мер принудительного исполнения судебных решений появилось гораздо позже самого судопроизводства, направленного на вынесение этих решений. Община принуждала к исполнению принятых ею по спорам сородичей решений собственным авторитетом. Первые упоминания об исполнительных действиях можно найти в «Русской правде», где предусматривалась возможность поступать с должником-купцом по произволу хозяина, погибшего по вине этого купца, товара. С течением времени самовольная расправа была запрещена, арест стал налагаться лишь с разрешения судебной власти.
   Первые упоминания о приставах встречаются в XIII столетии, преимущественно в договорных грамотах великих князей с Новгородом. Судебные приставы призывались к исполнению своих обязанностей  князем или общим собранием горожан (городским вече). В Псковской и Новгородской судных грамотах XIV – XV вв. определен круг полномочий судебных приставов – производство обыска, изъятие имущества, доставка ответчику вызывной грамоты и т.п.
   Слово «пристав» еще до XV в. означало не столько название определенной должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно, отдачу на поруки служивыми лицами. Служивые лица назывались различно: отроками, мечниками, емцами, дворянами, позовниками, ходоками. В Судебниках 1497 и 1550 гг. пристав упоминается в числе лиц судебного ведомства как праветчик или недельщик, выполняющий обязанности по неделе. Судебники предусматривали три способа исполнения судебных решений: взыскание с имущества должника, правеж (взыскание денежных средств без лишения свободы) и отдача головою (применялся, если в течение одного месяца правеж не дал желаемых результатов).
    В 1628 г. законодательно закрепляется перечень имущества, на которое нельзя обращать взыскание: поместья и вотчины ответчика. Позднее это правило преобразовалось в принцип неприкосновенности минимума средств существования должника.
   Важнейшим событием в становлении законодательства Московского государства стало Уложение царя Алексея Михайловича – универсальный кодекс феодального права. В нем были изложены основные функции недельщиков. Так, дьяк, принимающий челобитную (заявление) истца, делал на нем надпись с указанием приставу обеспечить явку ответчика в суд. Данный документ назывался приставной памятью и напоминал недельщику о возложенном на него поручении. В соответствии с Указом Петра I от 12 декабря 1717 г. была организована Юстиц-коллегия, в состав которой входил урядный приказ, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений, властных актов высших органов и должностных лиц российского государства. В 1738 году императрица Анна Иоанновна  приказы преобразовала в Департаменты.
   В период правления Екатерины II исполнение функций урядников (приставов) были отнесены к полиции, а в 1786 году урядники были разделены на полицейских приставов, исполнявших решение суда, и становых приставов – охранников. После учреждения министерств исполнительная полиция была отнесена к Министерству полиции, а становые приставы – к Министерству юстиции.
  На протяжении XVII - середины XIX веков обязанности судебных приставов исполняли чины полиции. Принудительные меры, в основном, продолжали быть направленными на личность должника, а не на его имущество. Совмещение в одном органе полицейских и судебно-вспомогательных функций представляло много неудобств, и вопрос о замене общей полиции судебно-вспомогательным органом был поставлен на очередь к моменту реформы 1864 г.
  Большим шагом в развитии российского права стало создание, начиная с середины 20-х гг. XIX в. Свода законов, который включал в себя законы о мерах гражданских взысканий. Дальнейшее развитие гражданское процессуальное право получило в Уставе гражданского судопроизводства 1864 г., один из разделов которого включал «Об исполнении судебных решений».

Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен

    Судебной реформой Александра II институт судебных приставов был восстановлен. Согласно Судебным уставам, судебный пристав - должностное лицо, состоявшее при уголовном и гражданском кассационных департаментах Сената, судебных палатах, окружных судах, съездах мировых судей и при мировых судьях
   Судебными приставами не могли быть лица, не достигшие 21 года, иностранцы, объявленные несостоятельными должниками, лица, состоящие на службе от правительства или по выборам, лица, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния; а также священнослужители, лишенные духовного сана про приговорам духовного суда. Кандидатами на должность судебного пристава являлись канцелярские служители различных ведомств. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины.

    При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава, три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежную приходно-расходную книгу. В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок и пристав именовался «исполняющим должность». По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности

    Российские судебные приставы приводились к присяге на должность духовным лицом их вероисповедания (православным священником, муллой, ксендзом и т.д.) по определенной форме на общем собрании департаментов или отделений того судебного места, к которому конкретный судебный пристав назначался.

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности

Каждый судебный пристав должен был иметь постоянное жительство в той местности, где служит. В больших городах, разделенных на мировые участки, каждому приставу отводился определенный участок. Это распределение производилось председателем суда. У каждого судебного пристава были определенные приемные часы для объяснения с просителями.
Вологодский Губернский прокурор Коллежский Советник Селиванов К.С. в сборнике "Судебно - статистические сведения и соображения о введении судебной реформы по Вологодской губернии" излагает свои предположения, в том числе и о числе судебных приставов.
    Изучив все четыре округа, взвесив удобства и неудобства каждого из них, он пришел к заключению, что: "Все четыре Окружные суда должны быть одинакового размера, но по исключительному положению губернии, представляющему собой богатый запас будущим Судам всевозможных препятствий к успешному ведению дела, Суды эти должны быть в усиленном размере.
    Этим будет дана возможность будущим деятелям творить суд "право" и "быстро"; иначе, если не будет удовлетворятся эта потребность; то нет надобности и в введении реформы".
    Губернский прокурор, взяв нужные данные из отчетов судебных мест, имеющихся в его делах, установил, что цифра, определяющая деятельность присутственных мест по исполнению судебных решений, следующая: для Вологодско - Грязовецкого - 968; Верховажского - 586; Тотемско - Никольского - 549; Устюго - Сольвычегодского - 662.

 Цифра, по его мнению, "неравномерна по Округам, но из этого не следует, что и назначение Судебных Приставов должно быть неодинаково, ибо эта цифра уравняется, если принять во внимание пространство местности, на коей должен действовать Судебный Пристав".
    Определить безошибочно число судебных приставов, которое потребуется для округов Вологодской губернии, и тогда было невозможно. Авторы сборника считали, что этот вопрос, как и многие другие, касающиеся судебной реформы Вологодской губернии, "может быть разрешен лишь гадательно" "Пространство местности и неудовлетворительные пути сообщения Вологодской губернии суть такие препоны, которых Судебный Пристав никаким образом не избегнет и как бы деятелен и энергичен он ни был, они на каждом шагу будут замедлять его действия, а действиями Судебного Пристава замедлятся действия самого Окружного Суда, - следовательно не достигнется главная цель, именно, чтобы суд был скорый".

    При распределении судебных приставов учитывалась нагрузка по "делам": "Судебных Приставов следует по Округам распределить равномерно, ибо хотя в Вологодско - Грязовецком и менее пространства, но зато там дела будет более, чем в других Округах, так как там цифра, определяющая деятельность по приведению в исполнение судебных решений, - далеко более, чем в каждом из остальных Окружных Судов".
    Таким образом, судебные приставы распределялись по округам следующим образом: по 3 пристава при всех окружных судах и 2 на уезды (по 1 в каждый).
В период смены формы политического правления институт судебных приставов был упразднен. Первоначально порядок в судебных органах обеспечивался Красной гвардией, а впоследствии местной милицией. На милицию возлагались функции вручения судебных повесток, исполнения судебных приговоров.
В 1918 г. декретом центрального исполкома было установлено, что различного рода денежные взыскания и исполнение решений по гражданским делам возлагалось на судебных исполнителей судов.
Достаточно подробно порядок принудительного исполнения раскрывался в Гражданском процессуальном Кодексе РСФСР 1923 г. Исполнение судебных решений предоставлялось сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и выдаче исполнительного листа. Целью исполнительного производства стало «быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора».

В связи с началом Великой Отечественной войны постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30.08.1941 г. судам было указано на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоящие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов. Фактически это остановило исполнительное производство по большей части исполнительных документов.
Затем порядок исполнения был регламентирован Гражданско-процессуальным кодексом РСФСР 1964 года, рядом подзаконных актов, например, Инструкцией о порядке исполнения судебных решений от 24.04.1973 г., Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 г. Судебные исполнители Советской России стали государственными служащими. Они состояли в штатах районных народных судов и по своему правовому статусу являлись представителями судебной власти.

Сложившаяся в данный период система исполнительного производства действовала до середины 90-х годов XX века.

   Впервые термин «судебный пристав» появился вновь в современном законодательстве после принятия Федерального закона «О Конституционном Суде РФ», в соответствии с которым поддержание порядка  в заседании суда возлагалось на судебных приставов, требования которых обязательны для всех присутствующих. Однако на них не распространялись функции по принудительному исполнению актов Конституционного Суда РФ.
В 1991 г. Верховным Советом РСФСР принята концепция судебной реформы в России, которая положила начало независимой судебной власти.
Принятие в 1997 г. двух новых Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» явилось значительным шагом вперед в развитии исполнительного законодательства и становлении гражданского исполнительного права.

В развитии принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, исполнительное производство организационно и юридически было выведено из непосредственного ведения власти судебной и отнесено к ведению органов исполнительной власти. Сама система судебных исполнителей была преобразована в качественно новую структуру - Службу судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации, а судебные приставы – исполнители наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению.

С этого времени служба получила статус органа принудительного исполнения судебных актов и имеет очерченную законом организационно-правовую структуру, централизованную систему управления.
В 2004 году служба вступила в новый этап своего развития. На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 Служба судебных приставов преобразована в Федеральную службу судебных приставов, получив функции Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в уста

новленной сфере деятельности. В соответствии с приказом Минюста РФ от 03.12.2004 г. № 187 образован территориальный орган Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области.
1 февраля 2008 г. вступил в законную силу федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», который, не меняя концепцию исполнительного производства, устранил несоответствие прежнего законодательства реалиям современных исполнительных правоотношений.
Сегодня Федеральная служба судебных приставов осуществляет следующие функции: обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение принудительного исполнения судебных актов и  актов иных органов; предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений против правосудия; выявление и пресечение административных правонарушений; розыск должника-организации, а также имущества должника. Функция ФССП России по принудительной реализации судебных актов непосредственным образом направлена на защиту прав и свобод человека, а также восстановление нарушенных прав граждан и организаций.

8 сентября 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ    № 1019 «Об установлении Дня судебного пристава». Отныне его отмечают 1 ноября.

8 сентября 2009 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Указ    № 1019 «Об установлении Дня судебного пристава»

Время создания/изменения документа: 11 июля 2011 17:04 / 29 июня 2016 14:42

Версия для печати